Александра Созонова (agni_8) wrote,
Александра Созонова
agni_8

Categories:

"Таинственная страсть" - роман и фильм

Люблю шестидесятые и шестидесятников. И не потому, что это время моего детства - детство вовсе не обязательно самый светлый период. Потому что и впрямь удивительное время. Хотя бы по песням можно судить. По фильмам. По пресловутым стадионам, собираемым поэтами.
"Нас мало. Нас, может быть, четверо". Вознесенский имел в виду себя, Рождественского, Евтушенко и Ахмадулину.
У Аксенова шестерка - к четверым поэтам добавил себя (прозаика) и Окуджаву (барда).
Мой рейтинг такой: Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава. И множество любимых второго ряда: Визбор, Городницкий, Матвеева, Мориц, Тарковский...
Неповторимое время. Поэтому, не являясь поклонником Аксенова, прочла "Таинственную страсть", залпом.
И посмотрела все серии фильма. Последняя закончилась только что.

Роман оставил двойственное впечатление.
Соглашусь с отзывом Вознесенского, что это "взрыв любви", но документальной правды здесь искать не стоит.
(А Евтушенко, видимо, не почувствовал любви, но лишь сарказм и иронию, и отозвался о книге резко отрицательно: "озлобленный бред".)
Правда, не всех автор любит с одинаковой силой. Бродский получился схематично-карикатурным. (Вечное соперничество Москвы и Питера?)
Не повезло Татьяне Лавровой, что изображена совершенно спившейся (как она играла спектакли каждый вечер, хотелось бы знать?), плюс в ее судьбу вплели судьбы еще двух женщин. Этакий трехголовый дракончик.
Возлюбленная Майя (Ралисса) написана с огромной страстью. И предельно откровенно. Надо полагать, она читала роман до публикации и была не против такой трактовки. (Возлюбленная главного героя "Острова Крым" один в один та же Майя: очаровательная, жизнерадостная нимфоманка.)
Пребор с эротическими сценами - что характерно для зрелого и стареющего Аксенова.

Одно из самых сильных мест - эпизод с вхождением танков в Чехословакию.
Евтушенко не врал в этих строчках, написанных в те дни:
Пусть надо мной - без рыданий -
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге".     


В романе подробно описано, как Евтушенко отправляет телеграмму с протестом Брежневу и Андропову. Один. Ни всеобщий любимец Окуджава, ни бескомпромиссный диссидент Аксенов не решились присоединиться к нему. Струсили. Для того времени подобный поступок был подвигам. Прежде мне не нравился Евтушенко - ни по-человечески, ни как поэт, но роман (да еще диалоги с С. Волковым) поменяли отношение на 180 градусов. Уже за одно это следует быть благодарным автору.

А вот сериал разочаровал...


Сценарий совершенно ужасный.
Нет, и к режиссеру есть претензии, но их меньше. Главным образом, по кастингу.
Актеры-мужчины похожи на прототипов, либо не дисгармонируют с ними. Даже Безруков в роли Высоцкого (без грима!) органичен. Симпатичен Морозов (Ваксон), приемлем Янковский (Евтушенко), трогает юный Вознесенский.
А вот женщины... За исключнием Чулпан (внешнего сходства с Ахмадулиной никакого, но это уравновешивается незаурядной личностью, талантом) и пленительной Пересильд, все остальные - блеклые невыразительные блондинки, неотличимые друг от друга. А ведь среди них были очень неординарные: Галина Сокол, вторая жена Евтушенко, или та же колдунья Лаврова, или мировая знаменитость Влади, или мудрая Богуславская...

Актеры старались. Перенимали интонации, мимику, жесты своих прототипов, с чувством читали стихи...
А вот сценарно - полный беспредел.
Елена Райская переписала роман от и до. Думаю, честнее было бы - если уж творение Аксенова нуждалось в столь кардинальной переработке - написать свой сценарий на ту же тему.
Особенно не устроили ее любовные истории - что главная, стержневая: Аксенова и Майи Кармен, что второстепенная - Высоцкого и Влади (о которой в романе не было ни слова).
В романе самая ранняя дата - 62-й год, в сценарии - 57-й. И т.д. и т.п...
Особая низость, на мой взгляд - переписанный эпизод с телеграммой Брежневу. Уже не один Янковский, но вся компания пришла на почту. Все совершают подвиг, не один Евгений...
В общем, если в титрах фильма будет стоять "сценарист Е. Райская" -  для меня это будет знаком, что смотреть ни в коем случае не стоит.

Но из написанного не значит, что я жалею о времени, потраченным на сериал.
Вовсе нет.
Прикоснуться к любимой эпохе, услышать замечательные стихи и песни...
Тоже немало.)
Tags: злободневное, искусство, кино, творчество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад!

  • Катя и море

    Поездка на море в сентябре была для Катьки шестой по счету (первый раз ее повезли в Крым в возрасте 4-х месяцев) и, пожалуй, наименее радостной.…

  • Павел Свиридов: "Путь наш во мраке"

    Размышления Павла Свиридова - известного астролога, футуролога, программиста, мыслителя - не назовешь позитивными, внушающими оптимизм.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад!

  • Катя и море

    Поездка на море в сентябре была для Катьки шестой по счету (первый раз ее повезли в Крым в возрасте 4-х месяцев) и, пожалуй, наименее радостной.…

  • Павел Свиридов: "Путь наш во мраке"

    Размышления Павла Свиридова - известного астролога, футуролога, программиста, мыслителя - не назовешь позитивными, внушающими оптимизм.…