Александра Созонова (agni_8) wrote,
Александра Созонова
agni_8

Category:

Рената Литвинова и ее ледяная сказка


Оказывается, о Ренате Литвиновой я написала за время существования этого журнала целых пять постов (специально сейчас посмотрела). Не потому, что это самый талантливый, самый глубокий или самый мудрый из тех, с кем повезло пересечься в этой жизни. ("Коснуться крылом", как изящно выразилась Дина Рубина.)
Но, пожалуй, самый загадочный. Самобытный. Парадоксальный.
Общались мы два года: первый и второй курс ВГИКа. Зачем? О чем? - не понимаю. Больших антиподов трудно представить. Загадка...
Потом практически не разговаривали.
Но я стараюсь смотреть ее работы, в особенности, режиссерские. И интерес не столько художественный, сколько человеческий.
"Богиня" и "Сказка Риты" не понравились. "Сказка" совсем, а в дебютном фильме отметила юмор. Он у Ренаты совершенно своеобразный и крышесносный. Думаю, она могла бы стать отменным комедиографом, если б не относилась к себе так серьезно, с трепетом и пафосом.
От последнего ее фильма - новогодней сказки, не ждала ничего особенного, учитывая прошлый опыт. Но ожидания внезапно не оправдались - в лучшую сторону.


До чего же не люблю распространенный штамп: этот фильм (текст) вызовет или страстный восторг, или столь же страстное отторжение. Почему? С какой стати?  Фильм (текст) - организм многогранный: что-то может отторгаться, а что-то нравиться.

Хотя "Северный ветер" в этом плане уникален - хоть в книгу Гиннеса заноси: между отзывами критиков и зрителей - пропасть.
Первые захлебываются от восторга (не все, но 90%), вторые (не все, но многие) уходят, не досмотрев, пишут в отзывах: "Зря потраченное время", "Худший фильм из всех, что видел".


Да, придраться есть к чему: невнятный сюжет, явное влияние известных шедевров, нераскрытые образы (например, лишний 13-й час - зачем он нужен? чтобы подольше тянуть шампанское и пускать дым?), оборванные истории второстепенных персонажей. Даже наряды главной героини, по-моему, ужасны: нечто среднее между театральным занавесом и парашютом. (Кажется, их единственная цель - скрыть тот факт, что талия Ренаты уже не столь стройна, как в юности.) Да и сама Рената кажется вялой, блеклой, в отличие от других героев и героинь. И не внушает симпатии: внешность аристократки, но прокуренный голос, грубые манеры, бесконечная праздность.

Но, несмотря ни на что, фильм чарует. В нем есть шарм. Красота.
Красота здоровая и свежая - юные женские лица, мороз, снегопад, свечи, волшебный голос оперной дивы...
И красота упадочная, декадентская. Прелесть гниения и распада.


Мне близок основной посыл, на котором держится фильм: когда нет настоящей любви, но лишь ее суррогаты - все разрушается: ветшает и зарастает усадьба, плесень ползет по стенам, гниет скамья и даже купюры, хранимые в сундуке, истлевают.
Мир держится любовью. Истина вечная, но почему бы не повторить ее в очередной раз?

Понравилась дочка Ренаты, Ульяна. Веришь, что такую можно полюбить по-настоящему, и она умеет любить. Лучший, самый теплый и светлый персонах фильма. Похожа на маму, хотя меньше породы в чертах лица. Но мама ледяная - а она солнышко.
(И как не быть ледяной Ренате с ее Луной и Венерой в Водолее и Солнцем в Козероге? Ледяная скала.)

Кто-то назвал Ренату Снежной Королевой. (Кажется, на "Минуте славы", когда она окатила холодным душем маленькую девочку, посмевшую спеть песню Земфиры.) 
Снежная Королева - трагический персонаж: она хочет любви, хочет любить, но не может. (Она и Кая украла, чтобы избыть одиночество и создать хотя бы иллюзию близкой души рядом.)

Критики отмечают, что фильм очень личный. И предыдущие работы были личными. Очень личное сквозное имя Рита.
И тема смерти, которую автор одушевляет, пытаясь представить не страшной, а готически-изысканной.
И конечно же, отсутствие любви и муки по этой причине. (Символично, что первый фильм, который прославил Ренату-сценариста, назывался "Нелюбовь".)

Красивая, стильная, очень знаменитая женщина тоскует по настоящей любви. Два коротких брака не в счет. (И Земфира не в счет, кто бы что ни думал об этой паре. Это союз и соавторство двух ярких женщин, восторгающихся друг другом, но не чувство, способное согреть и осветить всю жизнь.)
Нет настоящих мужчин вокруг? Мужчин хватало, с  самых юных лет: и мальчишки-однокурсники, еще ничем себя не проявивлшие, и мэтры, талантливые и успешные. Но ни у кого не получилось растопить ледяное сердце.


Мне нравится окончание фильма.
Бенедикт улетает с Фанни на самолете.
Просыпается женщина в пустом вагоне метро. Обычная москвичка, немолодая, ничем не примечательная, одинокая.
Ей сочувствуешь. Блистательной главе снежного клана - нет, а  ей - да.
Если фильм вызывает сочувствие к его героям, наверное, это и есть искусство...
Tags: Рената Литвинова, кино, творчество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal