Александра Созонова (agni_8) wrote,
Александра Созонова
agni_8

Categories:

179. Прототипы и их праведный гнев

В статье о Булгакове (о ней шла речь в позапрошлом посте) была затронута тема прототипов, или реальных людей, которые послужили материалом – сырой глиной - для автора.
Один из френдов доказывал, что вовсе не жажда мести двигала Михаилом Афанасьевичем, когда он отрезал трамваем голову одному из героев, а затем послал его в полное небытие. Разумеется, главным мотивом Булгакова – как и любого настоящего писателя – было: сотворить как можно более художественную, как можно более совершенную вещь.
Но и личные мотивы присутствовали - как бы ни возражали почитатели его гения - от этого никуда не деться.
(Мне крайне интересно, как именно досадил Булгакову человек, которого он вывел под именем Берлиоза. Ведь он «расправился» с ним предельно жестоко. Критику Латунскому всего лишь разгромили квартиру, над остальными (Римский, Лиходеев и т.п.) поиздевались и попугали, а Берлиозу, ни много ни мало – уничтожили его бессмертную душу. Можно ли пожелать человеку большего зла?..)

Писатель пишет своей кровью – это общее место. Но и чужой тоже (причем, забирая ее без спросу) – тех самых несчастных прототипов. Иначе тексты были бы сухими и вымученными.
Впрочем, вовсе не всегда прототипы несчастны. Это зависит от того, насколько подробно написан (узнаваем) персонаж, и – сопровождается ли он негативными страстями автора.
Скажем, дочка Пушкина Мария вряд ли обижалась на Льва Толстого за то, что он нарисовал с нее Анну Каренину - слишком отличалась ее судьба от выдуманной. И первый муж Маргариты (из «М и М») наверное, не таил злобы на другого Толстого, Алексея, поскольку вылепленный с него герой (Рощин) получился вполне симпатичным.
С Берлиозом, понятное дело, не так…

Для меня это не абстрактная тема, а самая, что ни на есть, насущная.
Проблемы с прототипами возникали дважды. Впервые – много лет назад. В первом опубликованном тексте один из героев, достаточно известный человек, был списан с натуры. Он сыграл в моей жизни очень разрушительную роль (психологически) и благотворную (метафизически). Спустя несколько лет меня обвинили в несчастье, случившемся с ним, а еще через годы – в самой его смерти. (Магия слова – вещь более чем нешуточная…)
Второй раз случился совсем недавно. Роман «Nevermore» - о реальных людях. Некоторые из них, увидев себя в кривом – с их точки зрения – зеркале, естественно, возмутились. (Свое возмущение они направили не на непосредственного виновника, т.е. меня, но на соавтора, и в этом они не правы. Но только – в этом.)
Я признаю право этих людей на гнев, поскольку к двоим прототипам и впрямь испытываю не лучшие чувства.
Что есть, то есть…

Мне бы очень хотелось стать бесстрастной, одинаково благожелательной ко всему и всем. Обрести буддийский покой.
Думаю, когда-нибудь так и будет. :))
Но, разумеется, к тому времени ни о каком творчестве не будет и речи…….
Tags: «Nevermore, Булгаков, или мета-драматургия», творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments