Александра Созонова (agni_8) wrote,
Александра Созонова
agni_8

Category:

247. Каравайчук и кома

<td></td>
<td>

</td>

Питер хорошо отпраздновал 1-е апреля. ))
Как минимум, два громких и смешных события: подрыв (точнее, прорыв) самого известного и самого пафосного памятника Ильичу и спектакль в ДК Ленсовета по "Запискам сумасшедшего".
Спектакль, в котором участвовали О.Каравайчук, Р.Литвинова и А.Башаров, и который придумал А.Башаров, наделал немало шуму. Около двухсот зрителей намерены подать в суд на устроителей, требуя возмещения морального и материального ущерба. Другая - более продвинутся - часть зрителей, а также критика, захлебывались от восторга: славный скандал, яркий перфоманс, нечто поистине гоголевское. По сути, то была доведенная до полного абсурда и вакханалии "поп-механика" незабвенного Сергея Курехина. (И все бы ничего - если б Литвинова и Башаров не были сильно пьяны и не пожелали освиставшей их публике нового Норд-Оста.)

Но я о Каравайчуке...
Гениальный пианист и композитор ("городской сумасшедший", "81-летний фрик") в такой компании играть не захотел. Поэтому был показан документальный фильм с его участием.
Но выйти на сцену бедного О.К. все-таки заставили.
Он долго молчал, вглядываясь в зал. Потом негромко заговорил о том, что играть не будет, поскольку завтра умрет. И все находящиеся в зале тоже умрут -насвистывая при этом его музыку. Говорил о Вагнере, о Шопене... И о своем концерте 60-х годов, на котором часть зрителей впала в транс, отчего он имел объяснения в КГБ.

Согласно другим источникам, он называл слово "кома".
Состояние транса и кома - вообще-то сильно отличаются друг от друга. Но и то, и другое говорят о сверх-мощном (и внеэмоциональном) воздействии его музыки.
Это самое воздействие я сполна ощутила на себе.
Каравайчук начался для меня с музыки к кинофильмам ("Монолог", "Короткие встречи"). Его манеру ни с кем не спутаешь - минимум мелодии, почти один ритм - напряженный, нервный. В кино это было органично - создавало ощущение времени, в котором живут герои, его бега, безостановочного, не дающего расслабиться, замереть - как никогда не замирает и не отдыхает стучащее сердце.
А затем, единственный раз, я была на его концерте. Совсем недавно - год-полтора назад.
Он играл лежа, с мешком на голове, прерывая игру невнятными монологами, то и дело убегая за кулисы... все как всегда. Меня поразило не это - меня ввергла в транс (точнее, в состояние, близкое к трансу) его музыка. Транс был тяжелый, давящий (видимо, близкий к коме). И я испытала облегчение - схожее с выздоровлением - когда концерт закончился.
Моя подруга, в отличие от меня, осталась в полном восторге от музыки. Я попросила рассказать о своих ощущениях, и она ответила, что музыка словно напитывала ее энегрией, силой, и, безусловно, это гениально.
Яркий пример - восприятие на уровне вибраций.

Гениально? Наверное.
Но только это, имхо, гениально-земное (а то и инфернальное (?)), а не гениально-небесное.
Tags: Каравайчук, Рената Литвинова, злободневное, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments