Александра Созонова (agni_8) wrote,
Александра Созонова
agni_8

Categories:

Красота спасет?.. или опять постмодерн



     

                        

Кто только не размышлял, не медитировал над фразой любимого героя Достоевского: «Красота спасет мир». Вот и коллега, Елена Мокрушина, в недавнем эссе пишет: «Будущее время в этой фразе неуместно – люди «спасаются» красотой с тех пор, как существует человечество… Помните толстовского Ерошку из «Казаков»? «Любить красивую девку не грех, а спасение». Гармонию – природную или искусственную – человек всегда использовал как щит между собой и мировыми нелепостями». (http://lito1.ru/sbornik/5943)

Не только нелепостями – мерзостями. Жестокостями. Абсурдом.


Кто о чем, а вшивый о бане, лысый о расческе, удушаемый о глотке воздуха. А я о постмодерне. Опять.

Красоту божественную, природную – с самых первых, еще неандертальских времен человек подкрепляет и усиливает красотой рукотворной. Чем и отличается, по большому счету, от братьев меньших. Еще и мозг не вырос как следует, и надбровные дуги по-обезьяньи круты, а усопшего осыпают цветами и долбят из песчаника тяжелобедрых венер.

Два щита, два спасительных заслона от ужаса существования – Природа и Искусство - на протяжении тысяч лет верно хранили от массовых депрессий и самоубийств. И было так до самого недавнего времени, а точнее – середины двадцатого века.

Его и без того принято поминать нехорошим словом – отошедший в недавнее прошлое век: мировые войны, геноцид, терроризм. Но это, пожалуй, самое нехорошее: искусство перестало быть синонимом рукотворной красоты. Теперь место старого доброго эстетического наслаждения вполне может занять ужас или отвращение. И это становится нормой.

(Как пример, отзыв в интеллектуальном жж-сообществе «Другое кино»: «Шедевр! Прорыв в киноязыке! Во время просмотра боролся с тошнотой. Пересматривать не буду». Такое звучит и в отношении «их» «Антихриста» или «Пианистки», и наших «Груза-200» или «Овсянок».)


Красота спасет?.. Ее саму спасать надо. Срочно.

Первичная – божественная или природная губится ордой жадных и бездумных потребителей, к которым, как ни грустно, относится большая часть человечества.

Вторичную - рукотворную губят изнутри: присвоившее себя имя творцов, младших помощников демиурга, любители гнили, тления и макабра.

Первые, по крайней мере, от недомыслия. А вот вторые…


                      

Tags: искусство, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments